Get Adobe Flash player

АВТОРИЗАЦИЯ



СТАТИСТИКА


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня10
mod_vvisit_counterВчера34
mod_vvisit_counterЭта неделя10
mod_vvisit_counterПрошл неделя191
mod_vvisit_counterЭтот месяц560
mod_vvisit_counterПрошл месяц1201
mod_vvisit_counterВсего209449

Online (20 minutes ago): 3
Ваш IP: 3.221.159.255
,
Сегодня: 2021-01-18 03:46
Главная ВЕРА Завещание Царя Лазаря

Завещание Царя Лазаря

www.rus-sky.com  Диск   « Русское небо ».   Там можно найти « Тайна Косовской битвы -  Завещание Царя Лазаря » и др материалы.

** Завещание Царя Лазаря Удивительный документ, поясняющий ряд положений Ветхого Завета о войне и мире  на примере общения смертельно раненого Царя Лазаря и явившегося Ангела. В этом материале раскрываются  духовные основы существования народа - нации и как особый момент  основы   нравственности  во всех взаимосвязях.

Духовно здоровый казак должен быть знаком с этим документом.

                                                                          _________________________________

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.


Тайна косовской битвы —

духовное завhщанiе царя Лазаря

Монахиня Iоанна                                                                                                  

Извhстный сербскiй богословъ — епископъ Николай (Велимiровичъ, 1880—1956 гг.) привлекаетъ къ себh вниманiе оригинальностью своихъ трудовъ и считается не только въ Сербiи, но и въ другихъ православныхъ странахъ,  глубокомыслящимъ богословскимъ писателемъ. Его трудъ — «Завhщанiе  царя Лазаря» — прiоткрываетъ завhсу внутренняго глубокаго духовнаго смысла косовской битвы и ея значенiя не только для Сербiи, но и для всhхъ православныхъ странъ.


Передъ нами — ХIV вhкъ. Это время тяжелой, кровавой борьбы сербовъ за  свою свободу, это глубокiя разногласiя среди феодаловъ, и свhтлая личность царя  Лазаря.

Въ косовской битвh онъ гибнетъ, сербское войско разбито, уничтожено, страна въ рабствh, страна въ слезахъ и горе. Но вотъ царь узнаетъ передъ своей  смертью, что битва эта является не пораженiемъ, а побhдой духа надъ плотью,  истинной побhдой сербовъ, а не ихъ гибелью. Почему? вотъ объ этой тайнh, тайнh  духовной, и повhствуетъ книга епископа Николая Велимiровича «Завhщанiе царя  Лазаря».

Царь Лазарь, поддерживаемый турецкимъ солдатомъ, умираетъ стоя. Онъ  молитъ Бога отвhтить на вопросъ, который мучитъ его: «Я грhшенъ, и я умираю, но почему мой народъ, мои воины осуждены на эту муку, на эти страданiя?» И здhсь, въ этотъ моментъ царь вспоминаетъ, что когда-то онъ сдhлалъ выборъ между царствомъ земнымъ и Царствомъ Небеснымъ. И выбралъ тогда — Царство Небесное. Можетъ быть, выборъ его былъ неправильнымъ, и онъ погубилъ свой народъ, заставивъ его страдать. Эта мысль терзала умирающаго царя. Можетъ быть, это его рhшенiе и стало главной причиной пораженiя Сербiи, гибелью народа, гибелью его самыхъ близкихъ друзей. Итакъ, царь Лазарь находится передъ необъяснимой тайной страданiй, неразрhшимой тайной, недоступной уму человhческому. И вотъ эту тайну, ея внутреннiй, глубокiй смыслъ и долженъ раскрыть ему посланный Богомъ ангелъ.

Но въ связи съ этимъ хорошо привести сначала слова архiепископа   ф еодора  (Поздhевскаго) изъ его статьи «Къ вопросу о страданiяхъ». Онъ пишетъ: «Зло и страданiя есть состоянiе искаженнаго порядка жизни, и виновникъ этого искаженiя въ земной жизни самъ человhкъ; при этомъ понятiе зла и страданiй  вовсе не однозначущи: зло — понятiе чисто моральное, а страданiя сами по себh — внh области понятiй добра и зла въ зависимости отъ воли человhка. Проблема зла и  страданiй есть вhковая проблема человhка. Вся исторiя человhчества — это "плачъ  и стонъ и горе". Смерть во времени ставитъ вопросъ о смыслh жизни человhка.

Смерть можетъ обезсмыслить, но надо найти внутреннiй духовный смыслъ  страданiй и смерти.

Часто страданiя, болјзни посылаются не какъ наказанiе, а для вразумленiя по милости Божiей. Понявъ такой смыслъ страданiй человhкъ сможетъ тогда и  радостно воспрiять смерть. Въ страданiяхъ человhкъ только можетъ отрываться

отъ временной жизни и обращаться къ Богу. Но проникнуть въ глубокiй смыслъ  страданiй человhкъ не можетъ, опираясь только на свой умъ».

Человhку, глубоко вhрующему, какимъ былъ царь Лазарь, дано было Господомъ проникнуть и познать эту тайну бытiя. И этотъ тайный внутреннiй смыслъ страданiй и смерти раскрываетъ ему посланный Богомъ ангелъ.

Въ тотъ моментъ, когда душевная боль царя была настолько глубока, что онъ уже пересталъ чувствовать боль физическихъ страданiй, его внезапно озарилъ яркiй свhтъ и передъ нимъ предсталъ ангелъ и еще кто-то въ сiяющей одежд h. (Это былъ пророкъ Амосъ — святой «славы» царя Лазаря, т. е. его небесный покровитель — м. I.).

Ангелъ обратился къ нему со слhдующими словами: «Не печалься, царь Лазарь. Я посланецъ Божiй. Я посланъ къ тебh отвhтить на всh вопросы, терзающiе твою душу. Не страдай, думая, что ты сдhлалъ неправильный выборъ. Твой выборъ былъ истинно правильнымъ.

Истинны и мудры твои слова: «Земное царство длится только краткое мгновенiе, Небесное же Царство — вhчно».

Взгляни на окружающiй тебя просторъ. Онъ только часть, малая — Царства Небеснаго. Людскiе физическiе глаза не въ силахъ проникнуть во все его величiе. Только духовный взоръ можетъ лицезрhть его красоту, скрытую отъ физическихъ очей. Каждому сердцу, горящему любовью, отвhтъ приходитъ съ Небесъ, каждому существу, прославляющему Бога, Онъ открываетъ Себя въ Своей милости. О, это Царство духовное, оно непреходящее, вhчное и божественное. Истина, любовь, радость вдохновляютъ это духовное Царство.

Ты можешь видhть его только своими духовными очами. Только духовные очи проникаютъ въ сферы, недоступныя земнымъ глазамъ.

Истинные учителя не ошибаются, называя тhло тюрьмой, а отдhленiе души отъ тhла (т. е. смерть) — свободой.

Потому люди и раздhляются на двh группы. Первая видитъ мiръ земными глазами и думаетъ, что это и есть дјйствительность. Но бhдные, жалкiе, какъ они ошибаются! Они слhпы и живутъ въ полнhйшей темнотh незнанiя, затемнhнныя тhнями созданныхъ предметовъ.

Вторая группа старается проникнуть въ глубину вещей своимъ разумомъ, такiе люди могутъ познавать только тайну вещей и существъ, не проникая въ глубину истины.

Но есть и третья группа — это люди, которые не довhряютъ ни глазамъ своимъ, ни уму, но съ дhтской простотой воспринимаютъ Божественное откровенiе, и оно возбуждаетъ въ ихъ душh стремленiе къ Царству Небесному. И тогда имъ (послh глубокихъ молитвъ) открывается истинный путь къ Царству Небесному. Среди нихъ находятся прославленныя земли твоей и святой пророкъ Амосъ (твой небесный покровитель). И ты, славный царь, причисленъ къ лику этихъ, прославленныхъ своей любовью къ Богу, святыхъ твоей земли».

А вокругъ царя Лазаря страшное поле битвы, и безмолвно тамъ, на этомъ кровавомъ полh. Спятъ бойцы непробуднымъ сномъ. Только воронье принялось за свою добычу. Они спорятъ и дерутся крыльями и кровавыми клювами.

Царь Лазарь страдаетъ. Убиты многiе, убиты его самые любимые вожди.

Разбита, вhдь, вся сербская армiя. И вотъ онъ снова обращается къ Ангелу со словами: «О чемъ надо просить у Господа передъ смертью?»

Ангелъ отвhчаетъ: «Въ концh земной жизни, также какъ и на всякомъ жизненномъ шагу, надо просить у Господа о прощенiи грhховъ и о полученiи благодати. Духъ Божiй не входитъ въ домъ, занятый нечистой силой. А поэтому эту храмину надо очистить. Должно произойти полное преображенiе личности. Объ этомъ мало извhстно, но ты, славный князь, долженъ познать это. За грhхи Создатель отнялъ у павшаго человhка Святого Духа, и человhкъ остался со своей душой со своимъ земнымъ духомъ».


Исторiя славянскаго народа одна изъ самыхъ мучительныхъ исторiй: непрерывная борьба съ турками, турецкое жестокое иго, рабское состоянiе народа, борьба за свободу, и вотъ наконецъ гибель армiи. Какъ найти отвhтъ всhмъ этимъ страданiямъ?

Проникнуть въ глубину этой тайны, осмыслить, примириться со страданiями и воспринять ихъ какъ подвигъ нравственнаго возрожденiя, въ чувствh свободной любви къ Богу, и получить прощенiе грhховъ и благодать, и войти въ вhчное Царство Небесное — въ этомъ и заключалось предсмертное боренiе царя Лазаря. На эти вопросы, не только Лазаря, но и всего человhчества, отвhчаетъ ангелъ.

Но передъ тhмъ какъ дать отвhтъ ангела, интересно привести по этому вопросу мысли архiепископа  Феодора, изъ упоминавшагося выше труда. Владыка   Феодоръ пишетъ: «Главное зло въ жизни падшаго человhка въ томъ и состоитъ, что онъ внутри себя носитъ постоянный разладъ и вражду; ибо духъ человhка, отрhшенный его собственной волей отъ Бога, все же томится и жаждетъ богоподобной жизни, но воля человhка не только свела его съ высоты богоподобiя, но и придала господствующее значенiе тhлеснымъ потребностямъ человhка».

И дhйствительно, въ жизни падшаго человhка чувственность и служенiе ей заявляли себя на протяженiи всей мiровой исторiи.

Зло, въ смыслh грhха, какъ уклоненiе отъ Бога, получило два направленiя и выражалось всегда, съ одной стороны, — въ развитiи духовной гордости, съ другой — въ развитiи чувственности... И потому страданiя и слезы нужны человhку, ибо они смягчаютъ его гордость и ослабляютъ чувственность.

Безъ слезъ, страданiй, болјзней и безъ смерти въ человhкh можно было бы увидhть такое жалкое и страшное существо, образъ которого трудно себh и представить.

Въ этомъ и заключалась мысль ангела, которую онъ старался разъяснить царю Лазарю.

Онъ говоритъ: «Почему страна твоя пала? Потому что она состарилась».

Видя недоумhнiе царя, ангелъ объясняетъ, что старость эта — не физическое состоянiе, а духовное (собственно, не старость, а духовный параличъ). Ядъ грhха отравилъ и состарилъ сербскую знать, и этотъ ядъ сталъ проникать и въ народъ и отравлять его душу. Только сильная буря могла бы разнести этотъ злой, тлетворный духъ яда и спасти народъ отъ угрожающей ему гибели. И вотъ для того, чтобы спасти страну свою духовно (отъ грhха), ее должно было низвергнуть. «Не грусти, царь, — продолжаетъ Ангелъ, — твой выборъ былъ правиленъ и согласенъ съ волей Божiей. Ясно, что и Самъ Христосъ и Его ангелы, хотя и утверждали страданiя жизни, но придавали имъ какой-то особый высшiй смыслъ и этимъ заставляли человhка находить въ нихъ какую-то высшую правду; въ этихъ страданiяхъ искать пути къ лучшей жизни». Этотъ внутреннiй и высшiй смыслъ страданiй и долженъ былъ понять царь Лазарь. Эти страданiя должны были быть восприняты имъ, какъ добровольный подвигъ, взятый имъ и его народомъ, какъ подвигъ любви къ высшимъ началамъ жизни.

Мiръ этой любви принять не можетъ, ибо любитъ только себя любовью плоти и сластолюбiя.

«Нhтъ, царь, нhтъ, — говоритъ ангелъ, ты не ошибся въ своемъ выборh, а поэтому ты получишь двойной вhнецъ, и небесный, и земной. Ты правильно сдhлалъ свой выборъ, но ты грhшишь, сомнhваясь въ этомъ».

«Но какимъ образомъ мой выборъ Царства Небеснаго, — спрашиваетъ царь, — принесетъ пользу моему народу?»

«Твой выборъ Царства Небеснаго несомнhнно дастъ немеркнущую пользу твоему народу. Онъ очиститъ ихъ умъ, сердце и волю. Онъ преобразуетъ ихъ души въ сiяющее зеркало, въ которомъ отразится вhчная жизнь. Царство Небесное войдетъ въ нихъ и сдhлаетъ ихъ достойными Себя. Ихъ умъ очистится отъ нечистоты, и сердца станутъ достойными благодати. "Во свhтh Твоемъ узримъ Свhтъ".

Когда-то человhческая душа была освhщена Святымъ Духомъ. Но она потеряла Его. И человhкъ потерялъ душевный миръ. А человhкъ, который отвергъ земное царство, познаетъ уже все въ иномъ свhтh, въ свhтh Божественномъ. Итакъ выбравъ Царство Небесное, ты приблизилъ свой народъ къ Богу. Ты поручилъ его Великому Врачу и Цhлителю душъ человhческихъ. И горькими лhкарствами Онъ очиститъ сердце твоего народа, вселитъ въ него Духа Святого. И такимъ образомъ, умъ народа твоего очистится, исполнится Божественнымъ Духомъ и вознесется къ Небесамъ. И въ мысляхъ твоего народа отразится безконечный умъ Того, Кто есть Умъ Божественный. Яркiй свhтъ солнца — темнота въ сравненiи со свhтомъ Вhчнаго Разума. Онъ ведетъ и творитъ все. Безъ Него нhтъ истиннаго ума, истиннаго разума».

«Мысли смертныхъ людей ограничены, — сказалъ умирающiй щрь. — И свhча души нашей бросаетъ свhтъ свой недалеко. И не сердись, посланецъ Неба, если я спрошу тебя, почему Господь попустилъ погибнуть тремъ моимъ лучшимъ генераламъ, которые не охладhли въ любви своей къ Творцу?»

Ангелъ отвhтилъ: «Смерть страшна только для тhхъ, кто удаленъ отъ предмета своей любви, но не для тhхъ, кто призванъ къ Тому, кого любитъ. Смерть страшна для тhхъ, кто избралъ земное царство, но радость для тhхъ, кто избралъ Царство Небесное. Гдh находится сердце человhка, тамъ и его истинная родина. Кто любитъ этотъ земной мiръ и все, что въ немъ, у того сердце нездоровое, и онъ не позналъ истинной любви. Такая земная любовь вдохновляется или духомъ плоти или, что еще хуже, духомъ ада. Только то сердце, которое горитъ любовью къ Творцу, является истинно здоровымъ. Только такая любовь достойна своего названiя.


Вся остальная, то есть та, которую называютъ на землh любовью, не есть истинная любовь, а земное чувство (чувственность) къ плоти, вещамъ, исчезающимъ звукамъ, измhняющимся вкусамъ, другими словами — чувство къ мелькающимъ тhнямъ. Поэтому, когда Господь посылаетъ смерть къ тhмъ, кто Его любятъ, Онъ посылаетъ ее изъ пламени Своей любви, чтобы освободить ихъ отъ безконечнаго разстоянiя и приблизить къ Себh. Когда же Онъ посылаетъ смерть тhмъ, кто сталъ частью матерiи, и не испыталъ Божественной любви, Онъ посылаетъ ее имъ, какъ возмездiе за ихъ грhхи и отсылаетъ ихъ на безконечное разстоянiе отъ Себя.

Сердце человhка создано для любви Божественной. Это храмъ, маленькiй, но самый чудесный на землh, въ которомъ Духъ Божественной любви стремится поселиться. Но, увы, душа человhческая раздhлилась и стала любить матерiю, и потому сдhлалась грустной, слабой и старой и заслужила смерть. А потому и всh потомки Адама, выбравшiе царство земное, стали смертными. Ихъ сердца опустошились, исчезла въ нихъ Небесная любовь, и наполнились они непрiязненными, проходящими чувствами. Небеса потеряли для нихъ реальность, и только слабая память о небесномъ сохранилась, которая стала все больше и больше блекнуть и съ годами исчезать. А люди стали все больше и больше стремиться къ матерiальнымъ благамъ. Ихъ сердца стали закрываться для духовныхъ чувствъ, и стали наполняться разными страстями: завистью, ненавистью, злорадствомъ, чувственностью, страхомъ за свою плоть, страхомъ смерти, эгоизмомъ и жадностью. Мiръ сдјлался ихъ страшнымъ тираномъ.

И вотъ этотъ ядовитый дымъ Адама началъ отравлять сердца твоего народа. Надо было найти средство спасти его отъ гибели. Такъ какъ ни примјръ святыхъ твоего народа, ни проповhди священниковъ не приносили пользы, никакого положительнаго результата, поэтому была попущена Провидhнiемъ эта страшная смерть, это убiйство твоихъ благородныхъ генераловъ, наконецъ, и твоя смерть. Потомъ настанетъ время глубокаго покаянiя, молчанiя и страданiй. И такъ, шагъ за шагомъ, сердца людей должны будутъ оторваться отъ этого мiра и вернуться къ Небу. Сердца ихъ должны освободиться отъ адскаго дыма и наполниться истиннымъ Свhтомъ. 

Вновь обратимся къ словамъ Преосвященнаго Феодора. «Когда мы хотимъ вникнуть глубже въ смыслъ словъ Св. Писанiя, — говоритъ Владыка, — то эти попытки часто остаются совершенно напрасными; какъ бы какое-то покрывало мhшаетъ намъ чистыми очами уразумhть сокровенный смыслъ Писанiя. А это, конечно, потому, что законъ Божiй духовенъ, а человјкъ плотянъ, проданъ грhху, и никогда человhкъ, живущiй по закону плоти, не сможетъ уразумhть законы духовной жизни, жизни богоподобной, ибо, чтобы знать эти законы и постигать тайны этой духовной жизни, нужно приблизиться къ нимъ въ самой жизни и опытно познать ихъ. Только особые моменты духовнаго подъема и вводятъ насъ въ истинное уразумhнiе духовныхъ тайнъ, и тогда мы дhлаемся ближе къ Богу, отрhшаемся отъ мiра грhховнаго, и духомъ своимъ прiобщаемся къ высшему духовному мiру Истины» (Указ. соч.).

Этотъ особый путь приближенiя къ мiру духовному и указалъ царю Лазарю ангелъ. Путь этотъ — путь принятiя добровольныхъ страданiй, путь терпhнiя мукъ и горестей, ради Христа.

Много потребуется труда и усилiй, поучаетъ ангелъ, много борьбы съ тhми грhховными настроенiями, которыя какъ бы цhпями сковали нашу душу и ослhпили умъ и сердце. Этими словами ангелъ просвhтилъ душу Лазаря и внесъ въ нее вhру и надежду, что рhшенiе его было правильно и угодно Богу. 

«Законъ жизни человhческой, это законъ любви», — продолжаетъ ангелъ. Ключъ къ духовному сокровищу, заключенному въ словh Божiемъ, одинъ: нравственная чистота и святость, вотъ почему и слово Божiе, содержащее въ себh всh тайны Богопознанiя, нужно изучать не столько умомъ, сколько чистымъ сердцемъ, способнымъ видhть Самого Бога. Тайна Богословiя познается только любовью».

Но вотъ, еще одинъ вопросъ мучаетъ царя Лазаря: «Не погубитъ ли рабство то чувство внутренней свободы, которое присуще моему народу? И всh ихъ таланты и способности не изсякнутъ ли подъ тяжестью рабства?»

Ангелъ отвhтилъ: «Твои слова, царь, говорятъ о томъ, что ты все еще находишься въ цhпяхъ плоти. На Небесахъ же дhла человhческiя оцhниваются только тhми мотивами, которыми руководится человhкъ. Все остальное: города, дворцы, механизмы — являются пустотой безъ всякой цјнности. Огромные города — это все та же пыль дорогъ, дымъ исчезающiй. Маленькая жалкая пчелка можетъ усмhхаться, глядя на ваши огромныя башни и имперiи. И вотъ какъ объяснить птицh, сhдящей въ клhткh, этотъ внутреннiй, глубокiй смыслъ свободы свободной птицы? Тh, кто избралъ царство земное, не смогутъ понять тhхъ, кто избралъ Царство Небесное. Ихъ воля злая соединена съ волей демонической и потому имъ недоступенъ взглядъ на Царство Небесное. Входъ туда закрытъ для нихъ. И нhтъ у нихъ свободы, они рабы своей плоти и демоновъ.

Пойми, царь, что этотъ грустный день можетъ быть днемъ поворота твоихъ людей не ко злу, но къ добру. До сихъ поръ ихъ земная воля толкала ихъ въ пропасть вhчной смерти. Начиная съ этого времени твой народъ долженъ будетъ исполнять волю чужую, и это можетъ научить ихъ исполнять волю Божiю, отучивъ ихъ отъ самомнhнiя и своеволiя.

Они должны будутъ покориться волh жестокаго тирана, и поэтому смогутъ понять и возненавидhть свою собственную тиранiю, тиранiю своей плоти надъ своей душой. Сквозь годы и вhка, труды и горе они научатся ненавидhть эти двh злыя силы, свою собственную волю, и волю своихъ рабовладhльцевъ.

А поэтому и будетъ народъ стремиться ввысь, къ небу, какъ дерево въ густомъ лhсу, и искать яркiй свhтъ своего Творца, ибо не владјя ничhмъ земнымъ, они съ легкостью обрящутъ Свhтъ Небесный, ибо они возненавидятъ и свою волю и волю своихъ поработителей. И тогда Божественная воля станетъ для нихъ слаще молока и меда.

Они не смогутъ высказать это, строя города и замки, но проявятъ въ домашнемъ кругу. Ихъ творенiя — пhсни, музыка, сказанiя — будутъ исполнены любви духовной. А потому, царь, скажи Богу: "Да будетъ воля Твоя". Понять смыслъ креста и страданiй можно только, если добровольно принять и понести крестъ, посланный Богомъ. Нести крестъ — это свидhтельствовать свою любовь къ Богу своими добровольными страданiями. Крестъ является свидhтелемъ святой любви».

Ангелъ также объясняетъ и смыслъ свободы. Что значитъ свобода? Это символъ. Слово «свобода» имhетъ много значенiй (смысловъ). Когда внhшнiй обликъ свободы мhняется въ рабство (тиранiю) одного человhка надъ другимъ и не наказывается законами страны, тогда Господь отнимаетъ свободу этой нацiи и бросаетъ ее въ «школу» рабства, для того чтобы этотъ народъ оцhнилъ и понялъ истинную свободу. Но эта истинная золотая свобода связана тhсно съ честнымъ крестомъ. Только черезъ него золотая свобода открывается людямъ. Золотая свобода — это и есть свобода истинная и неизмhнная. И только тотъ смертный человhкъ, который прiобрhтетъ такую свободу, становится дhйствительно свободнымъ, а не рабомъ плоти и страстей. Онъ тогда, дhйствительно, становится свободенъ отъ иллюзiй, плотскихъ страстей, славы, свободенъ отъ людей и демоновъ, свободенъ и отъ себя, отъ своихъ страстей. Свободенъ всегда и вездh, гдh бы онъ ни былъ, на свободh или въ рабствh. Эта драгоцhнность хранится именно въ глубинh души человhческой. Истинная свобода — это та свобода, которую не можетъ отнять у человhка ни тюрьма, ни чужая сила. Безъ этой свободы человhкъ — жалкiй рабъ, будь онъ царемъ или послјднимъ слугой. Это свобода не отъ послушанiя Богу, а это свобода — въ Богh, истинная, вhчная, радостная и золотая.

И Церковь только тогда истинная, когда она соединяетъ Божественное и человhческое, ибо она есть богочеловhческiй организмъ. А соединенiе Божественнаго и человhческаго должно произойти свободно, а не принудительно».

Тема зла и страданiй мучитъ вhками многихъ людей. И ангелъ добавляетъ: «Лучше прiобрhсти Царство Небесное страданiями, чhмъ царство земное зломъ. И нhтъ такого зла на землh, или въ аду, которое могло бы побhдить вhчную мудрость Небесъ».

Послh этихъ словъ ангела, Лазарь уже не былъ больше духовно ветхимъ человhкомъ, но обновился духомъ. Его душа просвhтилась духомъ Небесъ. И хотя битва все еще бушевала вокругъ него, но въ своей душh Лазарь почувствовалъ новую, вhчную жизнь и вhчную радость. Онъ глубоко вздохнулъ и сказалъ: «Аминь».

Итакъ, въ косовской битвh царемъ Лазаремъ все было пожертвовано Христу, а потому и является этотъ день его побhдой, побhдой духа надъ плотью. Христосъ сказалъ: «Кто потеряетъ ради Меня жизнь, тотъ найдетъ ее».

Сербы говорятъ: «За Крст Часни и Слободу Златну» (за честной крестъ и золотую свободу — м.I.), за нее и погибали сербскiе воины на косовскомъ полh  , и свhтлыя ихъ души уносили ангелы на небеса. Въ заключенiи умhстно привести слова русскаго писателя Н. В. Гоголя: «Вспомни: призваны мы въ мiръ вовсе не для праздниковъ и пированiй. На битву мы сюда призваны; праздновать же побhду будемъ тамъ».

1998 г.